Ментальные основы выбора. - Поведение потребителей <!--%IFTH1%0%-->- <!--%IFEN1%0%--> - Психология потребителя - Портрет потребителя
Вторник, 06.12.2016, 13:11
| RSS
Главная | Психология потребителя
Меню сайта
Категории каталога
Поведение потребителей [29]
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Портрет украинского потребителя
Главная » Статьи » Поведение потребителей

Ментальные основы выбора.

Ментальные основы выбора.

 

Исследование проводилось институтом Горшенина в рамках программы социологических исследований "Ментальные основы выбора" с 16 по 30 апреля 2007 года в 135 населенных пунктах Украины. Всего, согласно маршрутной выборке, с учетом основных социально-демографических характеристик населения Украины были опрошены 2006 респондентов, которые представляют взрослое население, в возрасте от 18 лет. Ошибка репрезентативности исследования не превышает 2,2%.

Всего 8,9% украинцев по объективным признакам (материальное положение, характер занятости, образование) можно отнести к среднему классу.

- Как сообщили в институте управления имени Горшенина, средний класс в Украине делится на две основные группы: старый и новый. В основе этого деления находится разное отношение к собственности. "Старый средний" класс - предприниматели, бизнесмены, владеющие средствами производства. Они составляют чуть менее половины от общего числа представителей украинского среднего класса. "Новый средний" класс - это высокооплачиваемые наемные работники, Носители культурного капитала", - уточнили социологи.

Средний класс в Украине не является отдельным социальным классом и не принимает активного участия в политической жизни страны, как, например, в странах Европы. Имеете с тем, украинский средний класс не голосует за политические проекты, которые создаются с расчетом на поддержку именно со стороны среднего класса.

Благосостояние зарабатывается годами, а теряется в один миг.

"Представитель так называемого среднего класса - типичный бык, красномордый пехотинец откуда-нибудь из комиссионного в Южном порту. На нем был черный кожаный пиджак, тяжелая золотая цепь и спортивные штаны. Но, судя по машине, он олицетворял тот редкий случай, когда солдату удается дослужиться до генерала". Таким увидел типичного представителя среднего класса известный писатель Виктор Пелевин, который даже книжку посвятил "памяти" этой общественной прослойки. "Памяти" - потому, что, по сути, и в России, и в Украине от среднего класса сегодня существует только одно название, а сам он в этих странах так и не сформировался. Именно поэтому многие социологи, историки, обществоведы и прочие ученые и Украины, и России долго и безуспешно пытаются найти хотя бы небольшую общественную группу, которая могла бы претендовать на почетное звание среднего класса - то есть класса, еще не относящегося к богатому, однако уже не считающегося бедным".

В целом, в структуру среднего класса, по мнению аналитиков института им. Горшенина, попадают те граждане, которые характеризуются относительно хорошим "материальным самочувствием", имеют определенную профессию (менеджеры высшего и среднего звена, специалисты с высшим образованием, студенты и пенсионеры) и высшее или незаконченное высшее образование.

Это так называемый "новый средний класс". К "старому" же относятся предприниматели и "самозанятые" граждане, обладающие все тем же "материальным самочувствием".

Объективно таких "средних" граждан (относящихся и к "новому", и к "старому" среднему классу) в нашей стране 8,9%. Для сравнения: в России к этой категории относится всего 5% населения, в Европе - 50-70%, а в США и вовсе 80%.

Описать "среднеклассовца" не так-то просто. Институт Горшенина делает это так: "Типичный представитель украинского среднего класса - это в большинстве своем мужчина до 49 лет, работающий в сфере торговли и услуг. Он либо руководитель, либо специалист с высшим образованием, либо владелец предприятия, фирмы. Он проживает в областных центрах и г. Киеве и, скорее всего, на Юго-Востоке, Востоке и в Крыму. 46,9% представителей среднего класса уже имеют собственный бизнес (на самом деле средний показатель в стране составляет 8,3%), а 26,0% собираются им заняться в будущем (против среднего показателя 12,5%)", - говорится в исследовании. По этим признакам, в принципе, к среднему классу себя сможет отнести едва ли не любой украинец, который им в целом подходит - но в таком случае, откуда указанные 8,9%? По всем признакам "среднеклассовцев" должно быть куда больше.

Как показывает практика, на самом деле все эти параметры выглядят весьма расплывчато. Куда более "приземленное" и понятное определение дает один из ведущих форумов для брокеров, аналитиков и трейдеров Water House Capital Forum: "Средний класс - это когда у тебя есть сбережения, чтобы прикупить понравившуюся квартирку или домик в провинции, когда у тебя новый хороший автомобиль, когда у тебя ребенок обучается в престижной школе, когда ты можешь себе позволить отпуск в 45 дней, проведенный не в Египте, Таиланде и Турции, а на приличных курортах... У представителя "среднего класса" есть своя жилплощадь не менее 50 квадратных метров качественного жилья на члена семьи. Понятно, что приватизированная хрущеба на такую собственность не канает", - пишет издание.

Вот эти требования уже явно показывают, что в Украине, увы, человека, полностью соответствующего им, найти не так-то просто. Наши представители среднего класса живут в собственной квартире только в половине Случаев (48,9%). Машина не старше 10 лет есть только у 65%, и лишь у 11 % есть два автомобиля или больше. При этом наши "средние" украинцы редко пользуются жилищным кредитованием (всего 9,6%), автокредитами (5,4%), потребительскими кредитами (23,6%) и кредитованием бизнеса (18,5%). С кредитами же на образование и вовсе "знакомы" 2,2%. Подобные цифры отмечаются и в плане страхования.

Что же касается отпуска и пользования платными услугами, то и тут дело обстоит далеко не так, как "положено" среднему классу по европейским меркам.

Если же вспомнить еще и определение среднего класса, которое вывели западные социологи, и которое цитирует российское издание "АПН Северо-Запад", то и вовсе становится очень грустно: "Западная социология относит к среднему классу людей с ежемесячным уровнем доходов от двух до пятнадцати тысяч долларов, у которых имеется недвижимость, автомобиль (лучше - два) и банковские счета с некоторой суммой накоплений. Высшее образование желательно, но роли не играет. Собственный бизнес или работа в частном секторе экономики тоже не имеют значения".

То есть, по сути, образование, занятость и место жительства, с точки зрения Европы, не столь и важны. И о словах "материальное самочувствие" тоже говорить не приходится - цифры, которые приводит западная социология - это уже настоящий доход, а то, что получают украинцы - действительно только "самочувствие".

Более того, если сравнивать определения, то оказывается, что украинский средний класс в Европе даже приблизительно не сойдет за таковой - там его будут считать либо бедным, либо богатым, что в любом случае не есть положительным для Украины.

Все-таки у нас слишком многие политики и общественные деятели возлагают надежды именно на средний класс, который, оказывается, в стране является своего рода призраком - все о нем говорят, но никто его так и не увидел.

Если по материальному показателю украинский средний класс еще хоть как-то можно соотнести с европейским, то вот в плане морального настроя и видения жизни "средние" украинцы за европейскими не успевают никак. Более того, они не соотносятся и по самому образу и стилю жизни - и то, что в Украине считается нормой поведения среднего класса, в Европе вызовет только скептическое удивление.

К примеру, согласно выводам института им. Горшенина, украинский средний класс достаточно активен, чего в Европе попросту не наблюдается. Так, согласно данным издания "АПН Северо-Запад", в Европе-то как раз принято считать, что "средний класс социально инертен, политикой не интересуется, исповедует консервативные взгляды, и на выборы идёт неохотно". При этом если институт им. Горшенина к "Новому среднему классу" относит так называемую интеллектуальную прослойку, то европейские аналитики отказываются и от этого показателя: "Гуманитарные интересы ограничиваются телевизионными сериалами, ток-шоу и невзыскательным массовым чтивом в глянцевых обложках. Плюс ко всему, представители среднего класса в Европе и Америке - бессменные поставщики процентов в невеселую статистику лиц, страдающих избыточным весом.

Украинские же "средние" граждане - сов сем иные. Они активно пытаются что-то изменить в обществе, и постоянно лезут в политику, то и дело, забывая и о бизнесе, и о благополучной "бюргерской" жизни.

В итоге, невзирая на слова директора института Константина Бондаренко, что средний класс институтские аналитики определяли "по объективным европейским критериям, которые включают не только показатели материального благополучия, образования, занятости и т.д., но и участие человека в общественной жизни, его влияние на общественно-политические события", все равно можно сказать, что от Европы и от европейских критериев Украина очень далека. И в плане понимания среднего класса, и в плане самого его исследования.

Вообще же, судя по слишком частому апеллированию исследователей к политическим или государственным ценностям, становится вполне понятно, что средний класс ими рассматривается исключительно как потенциальная электоральная база, а все его ценности и пожелания к собственной жизни - как электоральные требования к названным политическим силам. При этом исследователи не учитывают, что их коллеги из других стран на самом деле считают все эти показатели заимствованиями из зарубежной культуры, и даже пресловутые демократические ценности украинцами попросту скопированы с иностранных, ну а термин "гражданское общество", о котором у нас так любят говорить политики, и вовсе - чисто западное понятие. Однако украинцам нужны эти понятия, они просто обязаны в них вникать, потому что от этого зависит их будущее социальное благополучие в государстве - ведь случись только "среднему" человеку потерять работу или же столкнуться с политическим кризисом в стране, его благополучие тут же улетучится. В итоге украинский средний класс так или иначе вынужден вникать в политику, потому что он зависит от этого напрямую - если политика обманет его ожидания, он в один миг попрощается со своим званием "срединной прослойки общества".

Впрочем, как заявил Константин Бондаренко, в ближайшее время в обществе не будет понижения, людей в классе, и прежде всего позитивной тенденцией в этом плане можно считать рост неблагополучия и отсутствие условий для падения уровня жизни. Но в Украине по-прежнему насчитывается 50-60% бедняков. И хотя, по словам К. Бондаренко, это нормальный показатель - по сравнению с 80%, которые были зафиксированы 10 лет назад, с европейской точки зрения это настоящая катастрофа. Пока половина страны едва сводит концы с концами, в Украине существует еще слишком большая опасность, что пресловутый средний класс в любой момент может присоединиться к этой группе, ведь дистанция между ними, по сути, такая короткая...

 

Реклама на село

Категория: Поведение потребителей | Добавил: customer (05.09.2008)
Просмотров: 872 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCozCopyright ABwork © 2016