Образ типичного украинца, его особенности и
склонности
Накануне выборов политики все чаще пытаются
сыграть «на чувствах и ожиданиях
"маленького" украинца. Кто же такой этот загадочный тип и чего он
хочет?
Он мечтателен, круглолиц и чернобров. И хоть
несколько месяцев он просидел в дальнем гарнизоне в исключительно мужской
компании, говорить он предпочитает не о девочках, а о политике, и из-за нее
готов даже подраться. Так, довольно традиционно изображен украинец в российском
блокбастере 9 рота. И без этого образа обходится редкий фильм или книга
на просторах СНГ.
Об украинцах сложены стихотворения, песни,
анекдоты и даже созданы компьютерные игры. На основании всех этих сомнительных
источников иностранцы и бывшие соседи по СССР могут довольно точно описать черты
настоящего, в их понимании, украинца. А многие политики могут профессионально
эксплуатировать его анекдотический образ. Однако достоверным знанием обладают
только ученые, к которым и обратились с просьбой описать типичного
представителя украинской нации.
В итоге, собирательный образ украинца таков: это
высокий темноволосый и темноглазый человек, тесно связанный с сельской
культурой, а потому склонный к анархизму и индивидуализму. Он комфортно
чувствует себя в небольших группах или партиях, не любит коллективную
собственность, а уважает свое, частное, как и все, что с этим связано, то есть
дом и семью. Украинцы сохранили свои этнические особенности, хотя несколько сот
лет не имели собственного государства. Они сопротивлялись постоянному гнету
иноземцев, сочиняли красивейшие песни и до последнего боролись с
коллективизацией и большевизмом. Позже украинцы умудрялись зарабатывать деньги
по всему Союзу, и в конце концов сумели обрести собственную страну. А еще они
породили кумовство в политике.
Украинский исследователь Александр Кульчицкий,
живший во Франции, считал, что существование на границе между цивилизованным
миром и миром кочевников держало украинца в состоянии постоянного напряжения.
Из-за этого возникло два ментальных типа: казацкий и хлеборобский.
"Вырабатывалось двоякое отношение к жизни,
- рассуждает Анна Скрыпник, директор Института искусствознания, фольклора и
этнографии, этнопсихолог. - С одной стороны, готовность защищать свою землю (Або волю
здобути, або вдома не бути), то есть жесткое кредо сопротивления завоевателям. А с другой
стороны -
тип
человека, настроенного любыми способами сберечь свое физическое бытие (Моя хата з краю, нічого не знаю)".
Причем казацкая составляющая нации все время
несла потери из-за войн и восстаний. Потому она меньше могла передавать свои
гены потомству, в отличие от хлеборобов, ведущих закрытый, обособленный образ
жизни.
Постоянная военная угроза и отсутствие
собственного государства, по мнению ученых, заставили население самостоятельно
бороться с врагами. Так строилась демократическая основа жизни, социальное
равноправие. "Должны были сопротивляться как обеспеченные слои населения,
так и бедные. А общая зашита вырабатывала социальное равенство. И это еще одна
характеристика украинцев - относительная социальная однородность", - рассказывает Скрыпник.
Эта же однородность и дальше продолжала жить в
украинских селах, потому что самые амбициозные люди уезжали из них сначала в
Польшу; а потом - в Россию. До революции 1917 года в селах Украины было очень небольшое
расслоение, практически не было национальных купцов - лишняя причина для
возникновения всеобщего равенства.
Роль села в психологии украинской нации очень
велика. Оно повлияло на многие грани характера народа. И влияет до сих пор,
хотя жители села составляют уже менее 40% населения страны - велика сила инерции.
Например, представителям селянства в большей
степени, чем людям урбанизированным, присуще желание создавать небольшие объединения.
То есть украинский человек лучше себя ощущает в небольших группах. Потому ему
хуже, к примеру, в больших политических партиях или группах широкого
охвата", - утверждает Скрыпник. Этнопсихолог связывает это с более
консервативным мировоззрением селян, больше доверяющих своей среде, общине, а
не власти. Которая, к тому же, обычно была чужой.
Еще одно селянское качество -индивидуализм. У
украинцев не было опыта подчинения своих интересов интересам страны - опять же, национального
государства просто не было. Поэтому украинцы стали индивидуалистами, кстати,
как и многие европейские народы, что в принципе может негативно сказаться на
общенациональных интересах, но само по себе не так уж плохо. "Понадкусывать
- это индивидуализм. Это
наше, которое отличается от российского коллективизма", - говорит Скрыпник.
Вследствие особенностей исторического развития
украинцам свойственны и недостатки, например, социальная пассивность. Самый
большой вклад в ее возникновение внес голодомор, унесший жизни четверти населения. Из-за
угрозы физического уничтожения целой нации запустился механизм выживания,
который вылился в социальное приспособленчество. Однако в защиту украинцев
стоит отметить, что в мире нет стран, где активная гражданская позиция
характерна для всего общества. Активны бывают всего лишь 5-10% населения.
Советское наследство повлияло и на
просвещенность народа. До сих пор образовательный уровень титульной нации ниже, чем у основных
национальных меньшинств, включая не только русских, но и крымских татар.
От предков украинцы получили не только строение
черепа и качества национального характера. Одним из наиболее универсальных
определителей принадлежности к нации являются фамилии.
Настоящих украинских фамилий достаточно много,
но все это многообразие, по словам Ирины Ефименко, научного сотрудника отдела
ономастики [происхождения фамилий] Института украинского языка НАНУ,
легко разделяется по происхождению на две группы.
Первая группа, содержащая менее 40% от всех национальных
фамилий, -
те, что
созданы от личных имен или общих названий. Евтухи, Дороши, Каленики, Яремы
обязаны своим появлением именам предков. А Велички, Довгани, Малышки и другие -прозвищам основателей
родов. Много фамилий появилось и благодаря роду занятий их носителей (Бондар,
Коваль}, по
названию предметов труда (Довбня, Шило, Обух).
В ономастике украинцев оставили свой след и
животные -
Медвидь, Заець;
и социальная принадлежность - Козак, Шляхта; абстрактные понятия - Журба, Доля. Неудивительно, что
у народа, отличающегося хорошим аппетитом, есть и фамилии, происходящие от
названий блюд: Борщ, Сало, Галушка, Кулиш.
Остальные украинские фамилии (более 60%) созданы с помощью
суффиксов трех видов. Первый и самый главный украинский суффикс "-енк-о".
Такой тип распространен по всей Украине, но чаще - в восточной части страны. "Фамилии с таким
суффиксом указывают на происхождение по отцу, то есть обозначают сына того,
кого называет корень фамилии", -рассказывает Ефименко. Второй фамильный суффикс
украинцев "-ук, -юк, -чук". Ученые считают его основным
западноукраинским типом, хотя он встречается по всей стране.
Также повсеместно распространены
фамилии-прилагательные с суффиксами "-ськ-, -цьк-, -зьк". Что не
удивительно -
они
создавались от названий населенных пунктов, в которых жили их носители или
откуда они прибыли. "Иногда такие фамилии могли принадлежать собственникам
этих населенных пунктов: Барский - от города Бар, Черновецкий - от города Черновцы,
Галицкий -
от названия
Галич", -
говорит Ефименко.
Исходя из таких несложных знаний о видах образования национальных фамилий,
можно понять, кто есть кто в украинской политике. Как объясняет Ефименко,
фамилия первого президента страны Леонида Кравчука произошла от слова "кравець",
которое
означает "портной".
Второй президент, по словам специалиста по
ономастике, получил свою фамилию от слова "кучма". Оно обозначает или
высокую баранью шапку, или взъерошенную голову.
Виктор Ющенко носит фамилию, которая буквально означает
"сын Юська". "Юсько-уменьшительная народная форма мужского имени
Юхым", -
объясняет Ефименко.
У Владимира Литвина, спикера Верховной Рады,
фамилия говорит -
либо его
предок был выходцем из Литвы, либо был белорусом. Или, что тоже может быть, он
происходил из северных районов Сумской и Черниговской областей. Именно жителей
этих регионов в XIV-XVI веках называли в
Украине "литвинами".
Пламенная оппозиционерка и экс-премьер Юлия
Тимошенко носит фамилию, произошедшую от имени Тимош сокращенная народная
форма от Тимофея. Лидер социалистов Александр Мороз имеет фамилию, которая
говорит сама за себя. Ефименко предполагает, что она может указывать на то, что
первый ее носитель был рожден зимой.
А фамилия секретаря СНБОУ Анатолий Кинаха может
вызвать ассоциации с одним из героев Арнольда Шварцнегтера. Ведь Кинах -это разговорно-народная
форма мужского имени Конан.
Бурная история Украины оставила свой след на
земле, ее жителях и их менталитете. Но есть еще одна необходимая деталь к
портрету украинцев, которую осознавали даже иностранцы - это важность существования
их собственного государства. Польский ученый Вячеслав Ли-пинский еще в начале
прошлого века заметил, что если такой многочисленный этнос, как украинцы, не
будет иметь собственных госструктур и политических организаций, территория
Украины станет провоцирующей ареной для соседей. Это приводит к межэтническим
столкновениям, потерям человеческих, экономических и культурных ресурсов.
Потому на этой земле нужно государство, и в основе его должен быть
территориальный патриотизм.
"Это очень актуально в контексте нашей
нынешней истории", - утверждает Скрыпник. Даже среди тех же
этнических русских в Украине, по ее сведениям, подкрепленным практическими
исследованиями, только 3% проявили
миграционные настроения. Остальные традиционно выбрали для себя Украину как
родину. Этнопсихолог напоминает, что все, кто хотел выехать, уехали в 90-х
годах. Остались те, кто сделал осознанный выбор в пользу этой земли. И
оптимальная перспектива общего бытия в Украине зависит от того, как все жители,
независимо от этнической принадлежности, будут сотрудничать на благо общего
дома. Тем более, что в характере местных жителей есть подходящие для этого
черты.
Еще известный ученый Николай Костомаров,
сравнивая русских и украинцев в середине XIX века, отметил: для
россиян присуща религиозная нетерпимость, а для украинцев - и толерантность и
благоприятное отношение к иной этнической и религиозной культуре. Однако,
несмотря на это, украинцы не ассимилировались, а сумели на протяжении столетий
сохранить свою этническую сущность, не растворившись в культуре других наций.
Сейчас украинцы составляют фактически 80% населения своей страны.
По европейским меркам такое государство считалось бы национальным. А дальше эта
однородность будет только возрастать. "Будет проявляться не только
однородность этническая, но и однородность государственной традиции, понимания
целостности гражданского общества, общность исторической судьбы на этой
земле", -
утверждает Скрыпник.
"Городские" и "сельские"
национальности, %*
Корреспондент
|