Влияния экономической ситуации на покупательское поведение и настроения украинских потребителей
Почти
половина потребителей в Украине считают, что в экономике кризис. Это
уже сейчас отражается на их поведении как покупателей. При этом
негативные настроения на востоке и юге страны намного сильнее, чем на
западе и в центре. Такие данные получены в результате блиц-исследования
влияния текущей экономической ситуации на покупательское поведение и
настроения украинских потребителей, проведенного компанией
"КОМКОН-Украина" в середине декабря 2004 г.
Согласно
результатам регулярного исследования украинского индекса целевых групп
U-TGI (опрошены более 6500 человек по всей территории Украины) главная
экономическая проблема, волнующая сейчас респондентов - рост цен. Ею
обеспокоены 70.1% респондентов. На втором месте - отсутствие
достаточного количества денег (61.4%). Безработица - на третьем месте
(55.3%). Чрезмерно высокие налоги и не менее высокая коррупция
"заработали" по 40%. В то же время эксперты отмечают довольно низкий
процент беспокойства населения относительно роста курса наличного
доллара (лишь 18.4%).
Текущие
проблемы рождают и негативные ожидания. По результатам декабрьского
блиц-опроса 800 респондентов. 40% украинских потребителей прогнозируют,
что материальное состояние их семей в течение ближайшего года
ухудшится. Улучшения ждут лишь 1.8% респондентов. Практически все
украинцы предвидят повышение цен на товары и услуги, транспорт, бензин
и на коммунальные платежи. 7,4% ожидают дефицита продуктов и товаров
первой необходимости - хлеба, молока и даже спичек.
Впрочем,
на Западной Украине процент оптимистов на порядок выше. Кстати, именно
в этом регионе большая часть населения считает, что экономический
кризис продлится не более 4-6 месяцев, в то время как на Востоке
полагают, что этот процесс растянется не менее чем на два года.
Эксперты делают вывод о том, что серьезное влияние на потребительские
настроения оказывают политические предпочтения населения и результаты
выборов.
Интересно
то, что негативные ожидания регистрируются на фоне существенного
улучшения благосостояния граждан за последние полтора года. Так,
результаты регулярного исследования украинского индекса целевых групп
показали увеличение числа представителей среднего класса и сужение
процента населения, живущего за чертой бедности. Так, специалисты
зарегистрировали, что за это время процент семей, которым с трудом
хватает денег на питание, упал с 19,4 до 12%. Несколько сократился
процент и "второй низшей по доходам группы": если в апреле 2003 г.
30,1% семей хватало денег лишь на пропитание (но не хватало на одежду и
более дорогие покупки), то в декабре 2004 г. эта цифра снизилась до
27.8%. В то же время доля тех. кто не испытывает никаких материальных
затруднении, остается стабильно низкой - 1% от общего населения
Украины. Хотя динамика цифр и показывает некоторое улучшение
благосостояния наших граждан, однако по результатам декабрьского
блиц-опроса практически половина украинских потребителей считают, что
материальное положение их семей не изменилось.
"Безусловно,
осознание текущей экономической ситуации как кризисной отразилось на
поведении населения как потребителей. Исследование показало, что
особенно чувствительными к кризису оказались потребители со средним и
ниже среднего уровнем дохода, которые больше других подвержены влиянию
СМИ. Именно они считают ситуацию кризисной, выбирают более дешевые
продукты, стараются покупать товары отечественного производства и
закупают продукты питания впрок. - отмечает "А" Дмитрий Гайдук.
генеральный директор "КОМКОН-Украина". - Данная категория потребителей
- а это более половины населения Украины - в большинстве своем отложили
крупные траты, такие как ремонт квартиры, покупка товаров бытовой
техники, отказались от поездки в отпуск и вообще стараются иметь
финансовый запас на случай ухудшения ситуации".
Мария Карпенко
Компаньон
|