Национальная своеобразность любого народа проявляется большей частью
в общении, в том, что называется этикетом (от французского слова, означающего
"этикетка", "ярлык"), то есть является совокупностью
правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений.
Этикет состоит из языка знаков, символов, словесных формул, жестов, мимики
и т.п. Все это является тем, что не высказать, в особенности в эмоционально
напряженных ситуациях. Язык символов глубоко национальный.
У нашего народа есть своя система взглядов, которая отражает национальный
характер, моральные ценности, образ жизни, тип поведения - то, что охватывается
понятием "менталитет" или другим понятием "украинство".
Эта система включает два главных исторических пласта традиционно-бытовой
культуры, которые определяют два типа украинской ментальности: земледельческий
и казацкий. Первый - более давний, исходит из глубины индоевропейской
культуры, второй сформировался в эпоху средневековья на почве казачества.
Земледельческую сущность ментальности украинцев видим в народной космогонии
(например, только у украинцев существует миф про "земное" происхождение
человека: мужчину Бог слепил из земли, женщину - из теста), в легендах
о божественном происхождении земледельческих орудий труда, в особенности
развитом культе хлеба, в обожествлении крестьянской работы (можно припомнить
колядниковый сюжет: Бог со святым Петром пашут ниву, а Божья Мать носит
им есть). Земледельческую культуру определяет приоритет женщины - в супружеских
взаимоотношениях и т.п.
Казацкая ментальность, наоборот, предоставляет приоритет мужчине - рыцарю,
приверженцу идеи похода - в отличие от женской привязанности к земле,
к жилью; она унижает статус женщины как символа стабильности и земледельческого
труда.
Столкновенье двух типов ментальности породило оппозиции -- "жилье-дорога",
"мир-война", "стабильность-мобильность", сформировало
такие типичные черты национального характера, как чрезвычайно большое
чувство трагического и сопереживание за человеческие страдания. Следствием
двойственности менталитета можно считать стабильность украинства, способность
противостоять внешним воздействиям, с другой стороны, украинское общество
всегда относилось довольно терпимо к тем или другим нарушениям в сфере
общения и поведения.
Такие основы украинского национального мировосприятия обусловили интересные
своеобразные проявления народной морали. Так, есть такое явление среди
украинцев, как так называемая мифологизация гостя. Иначе говоря, известная
украинская гостеприимность. Она является неотъемлемой частью национального
представления мира, верований и поверий.
Одним из этих представлений является: Бог, а чаще его посланец-гость
(от этого слова походят другие: гостить, угощать, гостинец) - ходил по
земле среди людей, приняв человеческое подобие.
Мифологизация гостя показывает и общение с потусторонними явлениями.
Так, Гостец - это болезнь, которую олицетворяет маленькое демоническое
существо, его надо задобрить, растопив баню. Гость - это и покойник. "Собраться
в гости" - умереть.
Считалось, что тот, кто посетит жилье, попробует трапезы или обогреется
возле очага, на продолжительное время становится своим, поскольку приобщается
к духам этого жилья. Прибывшего угощали (отдавали почесть) хлебом-солью.
Считалось, что после этого гость никогда не посмеет обидеть того, кто
его угостит. "Сначала накорми человека, - говорит пословица, - а
потом уже расспрашивай его".
Прием гостей не превратился в украинской среде в норму обычаевого права
(как у народов Кавказа), а был и остался целиком в сфере морали - вообще
не регламентировался строго. Вместе с тем, хотя украинское жилье было
так же открыто для любого гостя или нищего, как и у народов Кавказа, некоторые
условия приема гостей были довольно жесткими. Например, не принято было
ходить в гости во время полевых работ, осуждалось хождение в гости и в
будние дни, кроме посещения по хозяйственным делам. В этом случае ритуал
приема гостья упрощался. Но обязательное правило приглашения - зайти в
дом "хотя бы на минутку". Переступить порог дома означало оказать
уважение к домочадцам и их предкам, которые, за поверьем, жили под порогом.
Хозяева старались посадить гостя за стол и подать хлеб с солью; в южных
районах Украины было принято подавать виноградное вино - "один бокальчик".
Если же гость не имел времени угощаться, его приглашали просто присесть,
так как иначе "старостам не сидеть в этом доме".
Ритуал приема гостья усложнялся, если специально приходили в гости. Поводом
были праздники. В некоторых районах Украины число праздников, когда можно
было ходить в гости, ограничивался. На Тернопольщине, например, гостили
лишь в дни Ивана и Михаила, на Одещине - на храмовые праздники. Относительно
воскресенья, то в этот день везде по Украине собирались только родственники.
В гости приходили по приглашению. Оно звучало в конце: "Приходите
уж и вы к нам". К приходу гостей тщательно готовились: пекли хлеб,
готовили праздничные кушанья, подарки детям, которых принято было оставлять
дома. В гости тоже направлялись с подарками: горбушкой хлеба и водкой.
Хозяева в конце "отдаривали" гостей хлебом и пирогами. На свадьбу
дарили: сапоги и ботинки - родителям молодой, полотенца или платки - свадебным
чинам, крыжмо - бабе-повитухе.
Подарки были скорее символами благосклонности и дружбы, чем эквивалентами
экономической ценности. Такими они становятся позднее, и это связано с
брачными соглашениями.
Обязательный компонент приема гостей - трапеза. Гостей усаживали на почетное
место. Хозяева не садились за стол, а прислуживали и все время угощали.
Сигналом к окончанию трапезы было внесение хлеба с солью. Гости благодарили
словами: "Спасибо за хлеб, за соль, за кашу и милость вашу".
Все сотрапезники были ритуально объединены идеей признательности духам
предков и Всевышнему. Поэтому трапеза - сердцевина украинской и вообще
восточнославянской гостеприимности.
Другой страницей украинского народного этикета является такое явление,
как благожелание. Оно состоит из приветствия, прощания, поздравления,
сочувствия, извинения, благодарности и т.п. Благожелание непременно предусматривает
взаимность. Для выявления благожелания среди украинцев имеют значение,
прежде всего, визуальные средства, а потом уже словесные. Например, вместо
продолжительного словесного объяснения старостами цели своего прихода
они просто застилают стол принесенной с собою скатертью; согласие девушки
на брак заменялось стыдливым ковырянием печи.
Ритуал приветствия у украинцев довольно сложный. Обычным было рукопожатие
и слова: "Добрый день (утро, вечер)". Женщины при встрече обнимались,
целовались и говорили: "Слава Богу!" На Волыни мужчины снимали
шляпы и целовали женщине руку. Распространенным в западной части Украины
было приветствие: "Слава Исусу!", "Навеки Богу слава!"
В Южной Буковине сохранился архаический обычай целования ног свекру и
свекрови молодой во время свадебных обрядов. Соответственно мировоззренческим
представлениям украинцев, любое физическое прикосновенье означало передачу
магической силы - положительной или отрицательной. Учитывая это, народ
постепенно сформировал некоторые стереотипы относительно избежания опасных
контактов. Не рекомендовалось, например, приветствовать людей, которые
имели плохую репутацию. Ограничивались приветственные контакты и с женщинами,
поскольку среди них могли быть ведьмы. Под руку мужчина и женщина шли
только под венец.
Существовали ритуальные прикосновенья. Старинной является традиция целования.
Целование земли при возглашении клятвы ведет начало у нашего народа от
запорожского казачества. Вообще функция поцелуя состоит в передаче доброжелательности
и здоровья. Этимология слова "поцелуй" такая: оно происходит
от слова "целостность", то есть "здоровье". Отсюда
и слово "целитель" - народный врач. Целовали, если хотели начать
обоюдную симпатию, предотвратить вред, успокоить ребенка. Если хотели
спасти стадо, целовали табунщика. Чтобы приносили приплод домашние животные,
целовали и их.
Поцелуй имел значение и при прощании - прощание и прощение когда-то отождествлялись.
В "Прощенное воскресенье" накануне Большого поста целовали родных
и знакомых.
Жестом приветствия является поднятие рук кверху. Это старинный жест адорации
- знак высочайшего выявления чувств. У многих народов - это символ обращения
к Богу. С поднятыми руками изображалась Оранта - заступница всех людей.
То же можно сказать о славянской богине Берегине.
В украинской народной среде сформировались два типа поведения: почетный
и обычный. Первый характеризовался сдержанной пластикой, торжественностью,
второй допускал поспешность, олицетворял земную жизнь. Крайнее проявление
обычного поведения имели "бесовские" черты - кривлянье, дерганье,
хохот и т.п. Все это осуждалось народом.
Почетный тип поведения связанный с давними славянскими представлениями.
Почетной стороной считался восход: оттуда сходило солнце, направлялось
тепло и жизнь. Только по ходу солнца шла молодая приглашать гостей на
свадьбу. Обычно дверью на восток был ориентированный украинский дом. Статус
почетного человека подчеркивался или стороной света, или пространственным
возвышением. У праукраинцев глава семьи занимал наивыгоднейшее место -
возле костра на возвышении (а это - привилегия божества: так небесное
переносилось на землю).
Стол как объект, связанный по ритуалу почитания, появился в украинском
доме с принятием христианства, когда потребовалось место для божницы.
Итак, идеологическая основа украинского жилья соединила две религии -
языческую (печь) и христианскую (стол как его духовный центр). Вокруг
стола водили молодых во время свадьбы, носили новорожденных и т.п. Почетное
место было на покуте. В обычной ситуации его занимал глава семьи, во время
гостин - почетный гость, на свадьбе - молодой с молодой, когда рождался
ребенок - баба-повитуха, во время крестин - кум. В праздничные дни в особенности
придерживались ритуала: во главе стола сидел отец (или старший состоящий
в браке сын, или мать). По правую сторону (то есть на почетном месте)
от главы семьи сидела его жена.
Приветствие всегда начинали со старших (при этом высших по социальному
состоянию). Когда приходили в дом, приветствовали, прежде всего, мужчину,
подчеркивая престиж главы семьи.
Традиционные этнические стереотипы составляют основу и современного общения,
правда, выступая системой этикетных норм и правил поведения без их бывшей
мифологизации. Вместе с тем усиливается акцент на общечеловеческие ценности,
закрепление которых в сознании людей происходит в национальных формах.
Кодьева А.
"Час/Time"
|