Портрет потребителя в интерьере спроса
Секс в Советском Союзе был, и всякий. Проституция была, порнография тоже - последняя, правда, не для всех. Только вот сексуальной культуры не было. Существовал запрет на эту деликатную тему: заниматься можно, обсуждать, обучать и т.д. - нельзя. Так было много лет. Какая уж тут культура интима! Что изменилось сейчас, после сексуальной революции? Появились соответствующие товары, специализированные магазины, стриптиз. А сексуальной культуры у нас как не было, так и нет
Ассортимент и спрос
Однако бурно развивается рынок эротических товаров. Растут объемы продаж и ассортимент. Открываются магазины, не только в мегаполисах, но и в провинции.
Игорь Ковязин |
Директор сети магазинов «Мир эротики» Игорь Ковязин:
«Летом прошлого года открылся специализированный отдел в одном из магазинов Краснотурьинска, в апреле — магазин в Первоуральске. Сейчас мы ведем переговоры об открытии магазина в Новоуральске».
Сформировался
портрет потребителя. 70% мужчин и 30% женщин, со средним и выше
среднего доходом. Возраст — от 16 до 80. Основные покупатели — люди
от 25 до 35 лет. Положительная тенденция —
Покупают видео— и печатную продукцию, средства для улучшения потенции, эротическое белье,
Алексей Баталов |
Директор сети магазинов «Казанова» Алексей Баталов:
«Увеличивается спрос на специфическую продукцию: садомазоатрибутику,
игрушки. Индустрия не стоит на месте, появляются новинки, которые сразу
входят в моду. Сейчас популярны насадки с вибраторами. У молодежи
спросом пользуются сувенирная продукция
Эротические товары заняли определенное место в нашей жизни, о чем свидетельствует специализированная выставка «Ближе к телу».
Елена Скорикова |
Председатель совета директоров «Уралэкспоцентра» Елена Скорикова:
«Выставка 2004 года имела большой успех, в этом году количество
экспонентов и посетителей скорее всего будет больше. Формат выставки
имеет преимущества перед обычной продажей этих товаров в магазинах.
Интерес в обществе к ним большой. Но не каждый человек, особенно
воспитанный в советское время, чувствует себя комфортно
Производство
В основном рынок представлен импортом из Китая. Но он только производит. Моду же диктует Запад.
Второй по значимости производитель в мире — США. Американцы размещают заказы на китайских фабриках, но используют собственные материалы, такие как киберкожа. Это реалистичные игрушки — «приват», «пентхаус» для респектабельных покупателей.
Две самые крупные эротические выставки проходят в Берлине
Игорь Ковязин:
Отечественная продукция часто не уступает по качеству импортной, но проигрывает в дизайне. Модели простые, без изысков. Популярность наших товаров достигается за счет соотношения цены и качества. Но импорт выигрывает на рынке презервативов в качестве.
Зато российские производители могут похвалиться сильными позициями в сегменте средств интимной гигиены. На Урале есть «Биоритм». Компания создана в 1992 году. Сегодня ее продукцию можно приобрести во всех специализированных магазинах и аптеках. Продукция «Биоритма» отмечена высоким качеством. При ее производстве используются только натуральные ингредиенты и применяются современные технологии. От других отечественных производителей ее отличает разнообразная товарная линейка: пролонгаторы, афродизиаки, защитные средства, смазки, средства для эротического массажа, биологически активные добавки. Все это в трех сериях: «Интимная косметика», «Элитная интимная косметика», «Формула для двоих».
Тенденции и проблемы
Положительная тенденция развития рынка — переориентация покупателей на качественные товары известных марок.
Юлия Цветохина |
Директор компании
«Несколько лет назад 70% рынка занимали дешевые презервативы, 30% — дорогие высокого качества. Сейчас соотношение изменилось с точностью до наоборот: 70% за качественными изделиями именитых производителей. Эти 70% приходятся на города с населением свыше 500 тысяч человек. Но дешевые презервативы еще находят своего покупателя. Как правило, в провинции, где невысокий уровень доходов населения и нет возможности приобрести качество».
Рынок еще до конца не сформировался. Его развитие тормозит низкий уровень сексуальной культуры — результат многолетнего табу на информацию о сексе и эротике. Неясный спрос вызван неумением правильно оценить продукт и изготовителя. Недостаточен у населения и уровень знаний собственных потребительских прав. Еще один тормоз — отсутствие законодательной базы: закон о порнографии, к примеру, находится в разработке уже шесть лет. А на получение бумаг, разрешающих продавать презервативы в магазинах, требуется от шести месяцев до года, в зависимости от порядков в каждом отдельно взятом субъекте федерации.
Алексей Баталов: «Спрос на эротическую продукцию по сравнению с Европой слишком мал. Мы идем в ногу со временем, предлагаем товар, какой есть в европейских магазинах. С другой стороны, потребитель не готов покупать интимную продукцию, не потому что у него денег нет, а потому что он психологически не подготовлен. Предложение есть, должного уровня спроса нет. Для жителя Германии пользоваться интимной косметикой так же естественно, как пользоваться зубной пастой. У нас большая часть населения не представляет, что это такое и зачем это надо. Не говоря уже о других товарах…».
Мало кто в обществе понимает, что секс — это узкая часть эротики. Выставка «Ближе к телу» это показала. Елена Скорикова: «Мы задумывали выставку как эротическую в классическом античном понимании. Эротика — это то, что может доставить человеку удовольствие и не только сексуальное. Например, эротическое белье — в общем понимании вызывает сексуальные эмоции. Но это белье еще и доставляет удовольствие человеку, который его носит. Выставка задумывалась как экспозиция индустрии удовольствия, красоты тела. Это и рынок пищевых добавок, постельного белья, обстановки для спален, ванн с гидромассажем — всего того, что приносит нам удовольствие. На практике же выставка приобрела сексуальную направленность. Это подтверждает, что эротику наши граждане понимают в чисто физиологическом смысле».
Георгий Зайцев |
Профессор кафедры музееведения УрГУ и главный эксперт по вопросам эротики и порнографии Георгий Зайцев:
«Отличие нашего рынка от европейского и США — в отсутствии грамотного
дистанцирования эротических товаров от людей. Специализированные
магазины на Западе спрятаны с глаз долой — кому не надо, тот на них
не наткнется. У нас же:
Аналогично и в сфере киноуслуг. Официально у нас публичный просмотр порнофильмов запрещен (как и сами порнофильмы, кстати). Однако, прячась за обтекаемыми формулировками „кино для взрослых“ или „жесткая эротика“, порно по вечерам время от времени все же крутят. Смотреть кино под вопли пьяных хулиганов, сидящих на верхних рядах, — еще то удовольствие. В Штатах порнокинотеатры существуют официально, но никаких групповых залов! Один или с подругой, заплатил, занял уютную комнату — смотри в удовольствии».
Уровень сервиса отечественных магазинов тоже невысокий. В торговле и сервисе не бывает мелочей. Вот не так давно в некоторых